Самосознание при аутизме

  • Елена Владимировна Косилова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова: аутизм, самосознание, расстройства аутического спектра, эксцентрическая позиция, интериоризация, рефлексивное «Я», модель психического

Аннотация

Исследуется формирование смыслового сознания и самосознания в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС). При РАС у больного наблюдается отсутствие модели психического (сознания других людей): он не может встать на точку зрения другого человека. У него нет коммуникативной речи, вследствие чего отсутствует обучаемость в детстве. Согласно многочисленным данным, в основе РАС лежат нарушения сенсорной сферы в виде гиперчувствительности. Это приводит к торможению во многих сенсорных каналах, а также к торможению ряда рефлексов. Отсутствует взгляд в глаза, в результате чего не формируется совместное внимание. Ребенок не прослеживает взгляд матери и не понимает указательного жеста. Этот жест в норме является универсальным означающим, формирующим у субъекта горизонт потенциальности. Этот горизонт дает возможность вырваться из точки здесь-и-сейчас, что приводит к изменению структуры субъекта с эгоцентрической на эксцентрическую. Эксцентрическая позиция (Плеснер) означает, что у субъекта имеется непосредственное «Я» и рефлексивное «Я». Для формирования эксцентрической позиции необходимо участие Других. Однако при аутизме отсутствует горизонт потенциальности и эксцентрическая позиция. Анализируется происхождение рефлексии и указывается, что рефлексивное «Я» формируется путем интериоризации взгляда и речи Других. Поэтому без взаимодействия с Другими невозможно формирование рефлексивного «Я». Делается вывод, что самосознание формируется ранее, чем рефлексия, позже всего формируется модель психического. Формирование модели психического, как и собственно эксцентрической позиции, может растянуться на всю жизнь субъекта. Делается предположение, что так происходит у некоторых субъектов с РАС, которым удалось преодолеть аутизм. Также рассматривается вопрос о тормозной доминанте в эксцентрической субъектной позиции. Рефлексивное «Я» оказывает тормозящее действие на непосредственное «Я», благодаря чему достигается тонкость в управлении собой и отстранение от внутренних импульсов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Елена Владимировна Косилова , Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

кандидат философских наук, доцент, кафедра онтологии и теории познания философского факультета 

Опубликован
2019-04-25
Как цитировать
Косилова Е. В. Самосознание при аутизме // Человек. 2019. Т. 30. № 2. С. 56-68.
Раздел
Научные исследования