Взгляд и дистанция: проблема глубины в исследованиях образов

  • Нигина Рустамовна Шаропова Институт философии РАН
Ключевые слова: М. Мерло-Понти, Ж. Лакан, анаморфоза, взгляд, образ, проективная геометрия

Аннотация

Рассматриваются вопрос об отношении видимого и субъектного в визуальных образах, с одной стороны, и проблема образа как дистантности — с другой. Эту связь автор показывает, опираясь на рассуждения М. Мерло-Понти о глубине, которая задана взглядом, и дистанции как постоянно отступающем горизонте. Французский феноменолог отличает глубину от представления о третьем измерении. Глубина, в отличие от двух других измерений (длины и ширины), выражает не свойства объектов, но свойства, которые эти объекты проявляют по отношению к видящему субъекту. В данном смысле речь идет о включении взгляда в видимое. Взаимная обусловленность видимого и субъекта далее рассматривается посредством обращения к предпринятому Ж. Лаканом анализу картины Г. Гольбейна «Послы», где взгляд субъекта непосредственно связан с глубиной перспективы и ее удвоением на полотне. Анализ глубины затрагивает другой важный элемент видимого — горизонт, выступающий как недостижимая даль, которую невозможно пересечь, и в данном случае речь идет о дистантном. Связь глубины и взгляда ведет к другой теоретической области, а именно к проективной геометрии, в которой непосредственно находят выражение взгляд как включенная в проекцию позиция и горизонт как проекция бесконечно удаленной прямой. Напряжением между этими двумя элементами — взглядом и бесконечно отстоящим от него горизонтом — выражается структура образа. Позиция же субъекта в видимом обретает двойственность, опираясь и на то, что доступно телу, и на то, что доступно взгляду.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Нигина Рустамовна Шаропова, Институт философии РАН

младший научный сотрудник

Опубликован
2019-10-25
Как цитировать
Шаропова Н. Р. Взгляд и дистанция: проблема глубины в исследованиях образов // Человек. 2019. Т. 30. № 5. С. 136-155.
Раздел
Образы человека