Психопат как новый герой литературы постмодернизма (на примере трансформации образа гения в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»)

  • Анастасия Валерьевна Кучерова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: гений, гениальность, Зюскинд, Парфюмер, постмодернизм, психопатия, психопат

Аннотация

В статье исследуется обращение литературы постмодернизма к фигуре психопата на примере романа Патрика Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы” (1985), где осуществлено такое переосмысление гениальности, когда она предстает в форме психопатии. Личностям психопатического склада начинает отводиться все более значимое место в условиях современного мира, и, хотя психопат существовал в культуре всегда, именно писатели постмодернизма активно вводят его в свои произведения. В центре внимания П. Зюскинда находится фигура гения, важнейшая для немецкой культуры. Романтики заложили традицию осмысления гения как посредника, привносящего в мир законы Природы и направляющего развитие общества; гений — значимая точка соединения антропологической и социальной плоскостей, он может быть в одно и то же время и плодом культурной традиции, и деформирующим ее бунтарем. Сосредотачивая в тексте выработанные романтизмом черты гениальности, Зюскинд утрирует и отрицает их, трансформируя позитивный возвышенный образ гения в фигуру психопата. В силу своих особенностей именно психопат становится героем, являющим собой ответ на вызовы современности, которую постмодернизм связывает с подчинением человека обществу потребления, подменой реальности набором симулякров, стремлением социума к обезличиванию и аннигиляции человека. Моральная децентрация субъекта и отсутствие признанных авторитетов вынуждает индивида искать точку опоры в себе, актуальным становится протест личности против оказываемого на нее давления, и психопат начинает выступать как герой, способный бросить вызов миру (произведения Дж. Фаулза, Э. Берджесса, Б.И. Эллиса и др.). Стремление парфюмера построить и отстоять собственную индивидуальность происходит через утверждение набора определенных черт, характерных для психопатов — фанатичной преданности собственным интересам, успешности, жестокости, тяги к манипулированию. Так, обращаясь к гениальности как материалу для художественного переосмысления, Патрик Зюскинд использует ее для создания героя нового типа.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анастасия Валерьевна Кучерова, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

аспирантка

Опубликован
2019-10-25
Как цитировать
Кучерова А. В. Психопат как новый герой литературы постмодернизма (на примере трансформации образа гения в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы») // Человек. 2019. Т. 30. № 5. С. 174-189.
Раздел
Обзоры и рецензии