https://chelovek.iph.ras.ru/issue/feed Человек 2020-11-18T03:45:14+03:00 Open Journal Systems https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5153 Вызовы пандемии и медицина катастроф 2020-11-17T03:52:53+03:00 Рубен Грантович Апресян apressyan@mail.ru Павел Дмитриевич Тищенко p.tishchenko@list.ru Дмитрий Викторович Михель dmitrymikhel@mail.ru Ольга Владимировна Попова J-9101980@yandex.ru Роман Рифатович Белялетдинов roman_rb@iph.ras.ru Фарида Габделхаковна Майленова farida.mailenova@gmail.com Андрей Алексеевич Воронин 89031019500@yandex.ru Галина Леонидовна Белкина mariafrolov@yandex.ru Мария Ивановна Фролова mariafrolov@yandex.ru <p>Вызванная коронавирусом Sars-Cov-2 пандемия COVID-19 — это своеобразный краш-тест, устроенный живой природой человечеству. Это вызов, требующий максимальной мобилизации моральных и материальных ресурсов государств, сообществ и отдельных граждан. В попытках ответить на него обнаруживаются сильные и слабые стороны национальных систем здравоохранения и международного сотрудничества в данной области. Принципиально важно всесторонне проанализировать уроки пандемии, оперативно и конструктивно дать ответ на обнажившиеся проблемы. Что мы можем знать о стремительно развивающейся неблагоприятной ситуации и как это знание донести до общества — до политиков и простых граждан? Где лежат моральные границы, переход которых превращает чрезвычайные меры, необходимые для сдерживания пандемии и смягчения ее драматических последствий, из вынужденных средств спасения в самостоятельные источники морального зла, подчас неприемлемого? На что мы можем надеяться тогда, когда в очередной раз столкнемся с тотальной природной или техногенной угрозой выживанию человечества? Каковы возможности медицины в условиях катастрофы и как меняются тактики оказания медицинской помощи при острой нехватке всех необходимых для этого средств? Участники круглого стола стремятся определить подходы к ответам на эти вопросы, дать диагноз ситуации с точки зрения социогуманитарных наук, обсудить эффективность имеющихся в распоряжении человечества соответствующих интеллектуальных и технологических ресурсов. Они, в частности, показывают, что для обеспечения стабильного развития в условиях перманентных внешних (природных) и внутренних (техногенных) вызовов есть отработанные средства, которые в текущей чрезвычайной ситуации не всегда достаточно востребованы. Ими выявляются богатые интеллектуальные, организационные и политические традиции по выживанию человека в условиях аномии и хаоса (войн, стихийных бедствий, пандемий и т.д.); обсуждаются различные варианты сообразования задач по сохранению общественной безопасности и уважения к достоинству личности; исследуются архетипические структуры биополитических аппаратов изоляции (карантина) и феномен чрезвычайности как имманентной характеристики человеческой ситуации; выявляются эвристики гуманитарного видения ситуации человека в катастрофических обстоятельствах.</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5154 Метафизика пола И.Г. Фихте как этика любви 2020-11-18T02:07:53+03:00 Андрей Константинович Судаков asudakow2015@yandex.ru <p>Анализируется метафизика пола и любви И.Г. Фихте, представленная философом как введение к его теории брачного права и имеющая вид натурфилософской конструкции, которая обосновывает двуединство активного, разумно-деятельного и пассивно-материального начала в удовлетворении природного влечения. В подобной концепции характер разумной человечности признавался бы только за мужчиной. Однако безусловно утверждаемое Фихте моральное равенство лиц разного пола как разумных существ заставляет философа полагать своеобразную активность женского и своеобразную пассивность мужского как подлинных характеров двух полов, которые не могут быть обнаружены на уровне органической природы и ее влечений и обретают смысл только во взаимном отношении и взаимовлиянии полов. Именно это нравственное взаимоопределение как живое плотски-духовное отношение есть, по Фихте, брак. Поскольку мужчина может научиться любить только в союзе с любящей женщиной, а женщина может сознавать свое достоинство только в союзе с сознающим характер и достоинство ее назначения мужчиной, брак, в фихтевской философии, оказывается точкой соединения характера пола и характера человеческого рода. В браке мужчина и женщина, поскольку они соответствуют природе своего пола, образуют друг друга до цельного и совершенного человека. Таким образом раскрывается подлинное место философии любви в системе фихтевского наукоучения как этического идеализма: она есть этика любовного отношения — первая и непосредственная конкретизация этической идеи личного и социального предназначения человека как разумно-деятельного лица. Поскольку же брак есть существенно этическое отношение, в свете фихтевского понимания любовного отношения он может порождать озадачившую И. Канта этическую проблему лишь в той мере, в какой остается в плоскости сугубо природного влечения и плотской индивидуальности, а потому собственно браком не является.</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5155 Развитие представлений о природе идеального и субъекте от Античности к Новому времени 2020-11-18T02:19:31+03:00 Александр Владимирович Разин razin54@mail.ru <p>В статье показывается, что с давних времен, начиная с мифологических представлений Древней Греции, существует представление о том, что, с одной стороны, действия человека являются субъективно мотивированными, а с другой — данное обстоятельство не влияет на общий ход событий. В итоге все оказывается предопределено. Подобный взгляд может рассматриваться как «сквозной». Он обнаруживает себя в христианстве через идею всевѝдения Бога. Он представлен в протестантизме, где свобода в трактовке личных взаимоотношений со Святым духом в то же время не отрицает избранности и божественного предопределения. В Новое время в этических представлениях XVII века этот взгляд проявляется в виде разделения субъекта на два уровня бытия: эмпирическое бытие, где имеют место мотивированные стремления, и высшее бытие, где присутствует понимание, что все предопределено и изменить ничего нельзя. Но появляется и новое. Оно состоит в ином понимании идеального и в вероятностном факторе поведения. В качестве методологии используются современные дискуссии о сознании и историко-философский дискурс. В частности, новизна заключается в раскрытии того, как представления раннего Нового времени оказали радикальное воздействие на новое понимание идеального, которое становится уже не фактором личной мотивации поведения, а атрибутивным свойством мира. Такое понимание влияет на характер моральной мотивации и подготавливает дальнейшее развитие представлений об идеальном и этических задачах, отвечающих уже XVIII–XIX векам.</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5156 Барьеры для социальной инклюзии людей старшего возраста 2020-11-18T02:32:00+03:00 Анна Алексеевна Ипатова ipatova@ranepa.ru <p>Люди старшего возраста чаще всех сталкиваются с проблемами в сфере социальной интеграции. Уход из трудовых взаимоотношений часто означает для них резкое снижение социальной активности, не способствует активному участию в жизни общества и ухудшение благосостояния. Более того, нарастающая с возрастом утрата физических возможностей, а в ряде случаев — инвалидность, может поставить под вопрос наличие у людей третьего и особенно, четвертого возрастов, социальной автономии. Длительное нарастание таких факторов может приводить к социальной депривации индивида, вплоть до полной социальной изоляции. Статья посвящена социологическому пониманию явлений социальной инклюзии и социальной эксклюзии как многофакторного процесса, а также тем параметрам, которые могут свидетельствовать о включении индивида в жизнь общества или исключения из нее. Так, в качестве базовых показателей социальной инклюзии определены количество и качество социальных контактов, социальная активность, интенсивность имеющихся социальных связей, экономическая, политическая и культурная активность. Объектом для исследования выбрана социальная инклюзия пожилых, а именно, какие барьеры и возможности для активного социального взаимодействия наблюдаются в старшем возрасте. В статье&nbsp; проанализированы результаты проектов «Столетний гражданин» и «Национальные культуры старения», которые были реализованы в период с апреля по декабрь 2016 года Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ совместно с&nbsp; Российским геронтологическим научно-клиническим центром ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Пирогова» при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Эмпирическую базу для статьи составили 23 биографических интервью с людьми в возрасте от 86 до 103 лет из двух регионов России.</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5157 Прощение и самопрощение: единство морального и психологического 2020-11-18T03:45:14+03:00 Елена Всеволодовна Золотухина-Аболина elena_zolotuhina@mail.ru Мария Витальевна Макаренко mashamackarencko@yandex.ru <p>Главной темой статьи является демонстрация актуальности психологического подхода к традиционной этической проблематике. В работе рассматривается его важность в отношении сюжетов прощения и самопрощения, так как тема самопрощения вообще невозможна при классическом ригористическом морализировании. В статье в качестве понятийных пар выступают «обиженный и обидчик», а не «жертва — обидчик», поскольку обида понята как отношение между личными знакомыми в рамках повседневной жизни, а не как экстремальные отношения «жертва — палач». Акт прощения рассматривается как способность отпустить собственные негативные эмоции, связанные с обидой, что облегчает состояние самого обиженного и далеко не всегда нуждается в просьбе о прощении со стороны виновного. Однако прощение, по мнению авторов, не предполагает непременной любви к прощенному обидчику. Прощение сродни забвению нанесенного вреда и разочарования в Другом. В пределе всякое прощение является безусловным, радикальным, проявлением личного великодушия, хотя, как показано в статье, не все авторы с этим согласны. Великодушие заключается как раз в способности отпустить негативные переживания обиды даже в отношении того, что представляется непростительным, в этом случае оно выступает как добровольный дар. Существенным психологическим компонентом этического рассмотрения отношений «обиды-прощения» выступает в наши дни понятие самопрощения.&nbsp; Самопрощение является важным условием установления нормальных морально-психологических отношений. Человек, не принимающий, говоря юнгианским языком, собственной Самости, отрицающий себя как принципиальное несовершенство, будет проецировать самоотрицание вовне, на других, и считать их виноватыми в собственных страданиях. Необходимо самопрощение и позитивное принятие себя, чтобы уметь позитивно отнестись к &nbsp;Другому, тем более, что человеческие обиды нередко взаимны. В конце статьи дается освещение концепции Радикального</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5158 Миллениалы эпохи postmodern. Сможет ли новое поколение изменить мир 2020-11-18T03:01:31+03:00 Александр Вадимович Рубцов roubcov@inbox.ru <p>В последнее время все большее внимание привлекает к себе поколение миллениалов — тех, кто родился в преддверии миллениума и в ближайшее время должен якобы стройными рядами войти в активную политику на самых разных ее иерархических уровнях. Смогут ли миллениалы изменить этот мир — вопрос неоднозначный. В частности, он является темой одного из проектов международного экспертного сообщества «Европейский диалог». В таких исследованиях обычно реализуются две априорные установки: а) имеются в виду изменения к лучшему на основе позитивных качеств поколения миллениалов; б) о таких изменениях и перспективах можно говорить как об универсальных тенденциях, реализуемых «поверх» различий политических культур и режимов. Наш текст позволяет себе в этом усомниться. Миллениалы идут в активную политику двумя колоннами, одна из которых является носителем все той же политической и социально-экономической реакции, «ценностей» политического цинизма и карьеризма, диктата и давления. К чему это может привести, можно понять, только рассмотрев <em>процесс в процессе </em><em>—</em> движение этих групп на более общей и тоже движущейся цивилизационной платформе постмодерна. При этом «миллениалов эпохи postmodern» необходимо рассматривать, имея в виду две понятийные схемы: «постсовременность — постмодерн — постмодернизм» и «Модерн — постмодернизм — пост-постмодернизм». Для России это тем более важно, что она оказалась во власти особо рода гибрида: сростка неизжитого Модерна с его тягой к тотально организованному порядку&nbsp; и экстремального политического постмодернизма, основанного на симуляции свободы и естественной спонтанности. Идеологические тренды «Нового Просвещения» и «Нового Средневековья» уже разрывают ткань наиболее активного общественного сознания. Разрешение этой коллизии в духе сверхнового времени может оказаться для страны вопросом выживания.</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5159 Концепт «естественное право» в дворянском дискурсе эпохи Просвещения 2020-11-18T03:09:31+03:00 Татьяна Владимировна Артемьева tatart@mail.ru <p>Политико-правовая теория российского Просвещения в последние годы стала объектом пристального исследования. Этому посвящены работы не только историков философии, но и исследователей интеллектуальной истории. Тема актуализирована стремлением понять традиции отечественной социальной мысли и проследить за тем, как рефлексия по поводу общественных преобразований отражалась в логике текстов и контекстов. Исследование в значительной степени базируется на истории идей и истории концептов. В данной статье рассматривается естественное право как один из центральных концептов социальной философии и политической теории эпохи Просвещения. Юснатуральная теория лежала в основе многих построений социальной и политической философии, а также теоретического обоснования важных государственных документов. Внимание акцентируется на исторических особенностях употребления понятий «естественное право», «естественный закон», «естественный человек», а также «естественное», «натуральное» применительно к неполитическим сферам. Исследование проводилось прежде всего на основании анализа дворянского дискурса. Это уточнение предполагает сосуществование нескольких видов взаимопересекающихся, но не совпадающих дискурсов, относящихся к разным интеллектуальным сообществам: церковному, академическому и дворянскому. Дворянство принадлежало к правящей элите, поэтому имело возможность транслировать идеи своих идеологов в официальные документы, а также через государственные институты в образовательные структуры. На примере судьбы сочинения преподавателя Царскосельского лицея А.П. Куницына «Право естественное» показывается, как радикализация понятия «естественное право» привела к вымыванию его из академической практики за счет административных запретов. Также рассматриваются рецепции естественно-правовой теории в процессе воспитания и образования, значение как институциональной передачи знаний (через образовательные институты), так и внеинституциональной (через социальные практики, характерные для дворянства: интеллектуальное чтение, систему домашнего образования, образовательные путешествия, салоны и пр.).</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5160 Насилие: стратегии изображения 2020-11-18T03:16:57+03:00 Елена Владимировна Петровская epetrovs@iph.ras.ru <p>Рассматриваются различные стратегии изображения насилия, используемые в современных визуальных искусствах. Хотя насилие тематизировано и не вызывает у зрителя ни ужаса, ни осуждения, наиболее чуткие художники не могут остаться равнодушными к его роли и месту в человеческом взаимодействии. К числу таких исследований можно отнести работу канадского фотографа Дж. Уолла, созданную по мотивам Афганской войны (1992), и два кинематографических высказывания — фильм американского постановщика Г. Ван Сента «Слон» (2003) и мультимедийный проект «Дау» (2019) российского режиссера И. Хржановского. Средствами фотографии Уолл создает аллегорию, которая подводит к мысли о том, что зритель не в силах понять (воспринять, пережить) опыт войны, поскольку полностью исключен из события и может установить отношение с войной только через данный разрыв. Ван Сент возвращается к событиям в американской школе «Колумбайн», где произошло массовое убийство. Его подход отмечен максимальной депсихологизацией повествования, опустошением времени и даже содержания изображаемых событий. Фильм «Слон», по сути, предлагает зрителю такой взгляд, с которым наблюдатель не может в принципе совпасть, будь то механический объектив блуждающей камеры или механика насилия самого по себе. Наконец, в проекте «Дау», состоящем из целого ряда фильмов, предпринят беспрецедентный антропологический эксперимент: непрофессиональные актеры-добровольцы сосуществуют на съемочной площадке, в своем живом общении проявляя насилие уже как способ их собственной социализации, отсылающей к советскому и постсоветскому опыту. Записанное на этих телах, насилие заявляет о себе повсеместно, и Хржановский добивается его непреднамеренного проявления. Общим для всех трех примеров является создание таких условий зрительского восприятия, при которых насилие предстает бессмысленным актом попрания жизни, не имеющим разумных оснований.</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5161 Консолидация и поляризация этических представлений (Летняя школа InLiberty «Возвращение этики») 2020-11-18T03:28:56+03:00 Арсений Дмитриевич Куманьков akumankov@hse.ru Артем Олегович Земцов artyom.zemtsov@gmail.com <p>В статье представлен критический обзор летней студенческой онлайн-школы «Возращение этики» просветительского проекта InLiberty, проходившей с 5 по 10 июля 2020 года. Обсуждались ключевые проблемы современности через призму этических понятий и категорий. На основе проведенных во время школы опросов, включающих десять моральных дилемм, проанализированы консенсус и поляризация этических представлений, и их эволюция у студентов. Полученные эмпирические данные демонстрируют изменения этических представлений участников школы до и после ее проведения. Однако влияние фактора школы на этические взгляды неоднородно и не однонаправленно. Этические представления оказались несогласованными, студенты могли придерживаться разных этических концепций одновременно, в зависимости от конкретной моральной дилеммы, которую им приходилось решать. Выяснилось, что значительная часть студентов существенно поменяла свою оценку одних и тех же этических кейсов. Относительная консолидация этических представлений фиксировалась в шести кейсах, поляризация — в четырех. Также наблюдалось снижение числа студентов, которые ранее были не готовы вынести этические суждения.</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/5162 «Сознание и интроспекция». Летняя школа Московского центра исследования сознания 2020-11-18T03:38:30+03:00 Евгений Владимирович Логинов loginovlosmar@gmail.com <p>Летняя школа Московского центра исследования сознания «Сознание и интроспекция» прошла в июле 2020 года. &nbsp;Лидером школы выступил профессор Австралийского национального университета Дэниел Столджар. В школе приняли участие студенты, аспиранты и научные работники из России, Австралии, Швеции, США и Мексики. Московский центр исследования сознания основан в 2009 году при философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова В. Васильевым и Д. Волковым. Основная цель деятельности Центра — развитие аналитической философии. Специальными предметами исследований сотрудников Центра являются проблемы сознания — тела, свободы воли и детерминизма, моральной ответственности и тождества личности. В обзоре освещаются организационные и содержательные вопросы, касающиеся Летней школы.</p> 2020-11-15T00:00:00+03:00 Copyright (c)