Человек https://chelovek.iph.ras.ru/ ru-RU Вс, 28 июн 2020 07:11:00 +0300 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Феномен пандемии сквозь призму метафизического, антропологического и социального измерений https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4742 <p>В статье представлены различные точки зрения на понимание феномена пандемии, возникновение которой повлекло за собой как изменение привычных представлений, так и трансформацию ряда концептуальных допущений, а также актуализацию новых тематических линий в философской антропологии. Авторов объединяет убеждение в том, что пандемия мобилизует символические, экзистенциальные и биологические иммунные системы человека. Используются различные концепты, которые находили порой неожиданное выражение в базисных метафорах культуры и отсылали к пониманию жизни в биологии, психологии и культурологии. Размышление о пандемии выявило новые акценты соотношения простого и сложного, близкого и далекого, индивидуального и социального, естественного и культурного, ожидаемого и неожиданного, своего и чужого, данного и другого. В такой перспективе появилась возможность нового отношения к ряду традиционных философских рубрик, включая темы «разумности», индивидуальности» и «социальности». Авторы исходят из того, что такие понятия, как живое и неживое, человек и животное, с одной стороны, &nbsp;являются позициональными, то есть обусловленными объективными, естественными законами и фактами, а с другой — нагружены символическим содержанием, которое в свою очередь оказывается достаточно разнородным и включает кроме теорий ценностные установки, традиции нормы культуры. Отсюда программу авторов можно назвать когнитивной культурологией, или антропологией. В результате аналитика биологического, социально-исторического и культурно-символического контекстов дискуссий о природе COVID-19 позволила разграничить и затем привлечь различные дискурсы. Для общественных наук наиболее актуальной представляется предложенная в статье концепция символической иммунологии, в которой аккуратно используются понятия вирусологии применительно к культурным взаимодействиям. Культуры, как и организмы, не являются замкнутыми, они взаимодействуют со средой, им необходимы инъекции другого и даже чужого, которые способствуют не разрушению, а укреплению «здоровья» культур.</p> Борис Васильевич Марков , Андрей Михайлович Сергеев , Владимир Николаевич Бочарников Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4742 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300 Справедливость: добродетель или принципы? https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4743 <p>Проанализировано столкновение двух подходов к определению и выражению нормативного содержания моральной ценности справедливости. Первый подход предполагает, что такое содержание следует выявлять на основе обращения к характеру человека, обладающего добродетелью справедливости. Он ярко представлен в аристотелевской концепции частной справедливости, в которой справедливым является человек, который успешно противостоит своекорыстию. Второй подход рассматривает добродетель справедливости в качестве вторичного явления по отношению к ее принципам, которые формируются за счет проекции уважения к равной ценности каждого человека на отношения людей, сотрудничающих и соперничающих друг с другом при реализации своих интересов. Для оценки релевантности указанных подходов в статье используется опыт обсуждения аристотелевской концепции частной справедливости в современной этике. К концепции были предъявлены следующие претензии: частная справедливость у Аристотеля оказывается внутренне противоречивой добродетелью, которая плохо вписывается в поиск индивидами полной и совершенной жизни; Аристотель искажает структурные основания ценности справедливости, поскольку устанавливает приоритет личности распределителя над методом и результатом распределения. Защитники аристотелевской концепции предположили, что такая критика не учитывает связь добродетели справедливости с сообществом, разделяющим некую концепцию полной и совершенной человеческой жизни (концепцию блага). Если учесть эту связь, то справедливость оказывается тождественной способности человека поддерживать такое сообщество и правильно упорядочивать свойственные для его концепции блага компоненты. Отталкиваясь от этой полемики, автор показывает, что в рамках того понимания справедливости, в котором добродетель имеет приоритет над принципами, маргинализируется универсальная честность в отношениях между людьми и искажаются устойчивые способы употребления моральной лексики. Отсюда вытекает оправданность противоположного понимания.</p> Андрей Вячеславович Прокофьев Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4743 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300 Оценка жилищных потребностей людей старшего поколения в России и мире https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4744 <p><span class="3"><span lang="EN-US" style="font-size: 8.5pt;">Статья посвящена вопросу о том, какие параметры жили­ща необходимы пожилым людям в России и в мире. В статье приво­дятся данные международных исследований, а также анализируют­ся результаты опросов, проведенных в России. Социальная политика большинства развитых стран прошла путь от концентрации внимания на способах ухода и обеспечения максимально комфортного пребыва­ния пожилых людей дома до признания этой группы населения важ­ным и продуктивным субъектом общественной жизни. Международные <span class="2Calibri85pt"><span style="font-size: 8.5pt;">организации в настоящее время делают особый акцент на то, что пред­ставители старшего поколения обладают знаниями, умением и опытом, которые могут быть эффективно применены в общественной жизни. По этой причине ООН и ВОЗ объявили благополучное, здоровое и актив­ное старение одной из приоритетных областей общественного развития на будущее десятилетие. Результаты большого числа исследований от­носительно жилищных потребностей пожилых людей стали основанием для выработки базовых принципов организации жилой среды для опти­мизации и активизации жизнедеятельности представителей этой группы населения. Была разработана идея универсального дизайна, в котором жилье, инфраструктура, открытые пространства и транспорт должны стать единым целым, обеспечивающим и поддерживающим основные потребности всех групп населения без исключения. Программа здоро­вого, активного и благополучного старения, озвученная ВОЗ, актуаль­на, в частности, и для России. Авторы статьи рассматривают жилищные потребности пожилых людей в России в контексте мировых трендов. Исследование в России проводилось методом экспертного опроса и те­лефонного интервью непосредственно представителей старшего поко­ления. Результаты исследования показали, что приоритетной становится задача — стимулировать активность пенсионеров за пределами их жи­лищ. Опрос самих пожилых людей осветил актуальные проблемы, с ко­торыми сталкиваются пожилые россияне в своих жилищах, а также то, как они относятся к альтернативным формам жилища: домам престаре­лых, специализированным пансионатам и социальным домам.</span></span></span></span></p> Ольга Станиславовна Грязнова , Ксения Максимовна Мануильская Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4744 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300 Идея объединенной Европы в контексте истории философии https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4745 <p>В 1745 году в трактате «К вечному миру» Иммануил Кант изложил свои идеи мироустройства, основанного на принципах конфедерации. Идеи Канта во многом были взяты за основу не только при создании Организации Объединенных Наций, но также и при построении федерального объединения государств на европейском континенте (известного всем Европейского Союза). Наряду с Кантом, о наилучшем мироустройстве и особенно о будущем Европы, размышляли и такие мыслители как Фридрих Ницше и Александр Кожев. Дискуссия посвящена обсуждению того, как идея единой Европы формировалась в истории философской мысли и в какой степени она находит отражение в реальных процессах, происходящих в нынешнем Европейском сообществе. Собеседники обсудили концепции Канта, Ницше, Кожева и других мыслителей в свете их критики европейской культуры и размышлений о наилучшем устройстве европейского общежития. Были подняты следующие вопросы: Каковы философские истоки Европейского Союза? В какой степени устройство сегодняшнего Европейского Союза соответствует замыслам, сформулированным философами? В чем суть понятия «европейское гражданство»? Каково соотношение понятий «национальная идентичность» и «идентичность европейская»? Возможно ли эффективное функционирование Европейского Союза при сохранении национального самосознания в каждом из входящих в него государств? Что означают понятия «европейские ценности» и «европейская идея»?</p> Юлия Вадимовна Синеокая, Марина Федоровна Быкова Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4745 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300 О формах и содержании нравственного назидания в школьных учебниках и детских книгах для чтения (XVI – начало XIХ века). Часть I. https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4746 <p>Одним из агентов процессов нравственного реформирования, характеризующих европейское общество раннего Нового времени, были школьные институции различных уровней, которые прививали определенные нравственные ценности и модели достойного поведения в том числе и посредством учебной литературы и адресованных детям книг для чтения. Несмотря на то, что данная книжная продукция отличалась значительным консерватизмом, ее анализ на протяжении XVI – начала &nbsp;XIX веков позволяет выявить изменение способа рассуждения о добродетельном и порочном, аргументации в пользу определенных моделей поведения; появление новых тематических блоков, которые свидетельствуют о влиянии философской мысли той эпохи на учебную литературу. В первой части исследования анализируются основные формы подачи назидательного материала в школьных учебниках и книгах для чтения. Подборки религиозно-моралистических сентенций, каталоги обязанностей (в виде т. н. «домашних таблиц» и тройственных обязанностей по отношению к Богу, самому себе и ближнему), правила приличия, поучительные рассказы, назидательные картинки и подборки аллегорических изображений-эмблем имели свои истоки в различных жанрах книжности, могли сосуществовать в одном и том же учебнике или конкурировать между собой.</p> Маргарита Анатольевна Корзо Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4746 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300 Человек в тоталитарном государстве. Статья вторая. Героизм на войне https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4747 <p>Героизм — качество, способность и добродетель — был одним из решающих факторов военной победы СССР. Но рассматривать его сам по себе, в отрыве от общей характеристики Великой Отечественной войны не только как народной, но и как ведущейся одним тоталитарным государством против другого, было бы неверно. В военном героизме с неизбежностью проступали следы сталинского тоталитаризма мирного времени. Оказавшиеся на войне советские люди «из ада попадали в ад» и часто были вынуждены являть героизм, понуждаемый «рукотворными» обстоятельствами и страхом, компенсирующий ошибки и бесчеловечность, оказывающийся следствием сталинского тоталитарного зла. И если бы советским бойцам был свойствен только этот вынужденный героизм, то, сталкиваясь с фашистским героизмом, берущим начало в жажде наживы, дисциплине и долге, им одержать победу вряд ли бы удалось. Главным и основным у советского солдата был героизм свободный, проявляемый вне тоталитарных действий и идеологии, после войны далеко не сразу «пробившийся наружу», всеми понятый и признанный. Истоки свободного военного героизма брали начала в добре, которое имело место в жизни каждого. Для кого-то самым главным, первым истоком героизма были мать, семья, родной дом. Для кого-то — воспринятые смыслы и ценности великой культуры. Для кого-то — верность присяге и профессиональный долг. Для кого-то — ценности и смыслы христианства. Каково в реальности было соотношение героизма вынужденного и героизма свободного — сказать нельзя. Равно как и нельзя взвесить то, что в победном итоге было результатом страха перед стоящим за спиной заградотрядом или толкающей вперед, на вражеский огонь силой любви.</p> Сергей Анатольевич Никольский Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4747 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300 Поэт-философ Иван Ореус-Коневской — культовая фигура «русского северянства» Серебряного века https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4748 <p>В статье исследуется философско-литературная традиция «русского северянства», идущая в России от Державина, Вяземского, Пушкина. Ее ключевой фигурой на рубеже XIX<strong>–</strong>XX веков стал молодой русский поэт шведского происхождения Иван Коневской (1877<strong>–</strong>1901; настоящая фамилия — И.И. Ореус). Автор исследует формирование в России Серебряного века настоящего «культа Коневского» (трагически погибшего в Зегевольде/Сигулде в июле 1901 года), в создании которого большую роль сыграл родной дед автора статьи — художественный критик и мемуарист С.Г. Кара-Мурза (1878<strong>–</strong>1956). Прямыми литературными наследниками И. Коневского, по мнению автора статьи, являются А.А. Блок и В.Я. Брюсов. Огромную роль сыграл поэт Коневской в судьбе О.Э. Мандельштама, который жил в 1906 году в Зегевольде, неоднократно посещал его могилу и создал целый ряд поэтических и мемуарных сочинений, в которых явно просматривается «след Коневского». Под большим творческим влиянием Ивана Коневского находился и Б.Л. Пастернак, особенно в период написания им своего первого поэтического сборника «Близнец в тучах» (1914). Автор статьи высказывает гипотезу, что знаменитое стихотворение молодого А.А. Вознесенского (ближайшего ученика и поэтического наследника Пастернака) «Осень в Сигулде» (1961) написана под прямым влиянием творчества и размышлений о трагической судьбе Ивана Коневского.</p> Алексей Алексеевич Кара-Мурза Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4748 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300 Британская школа социальной геронтологии: библиографический обзор одного издательского проекта https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4749 <p>На примере крупного издательского проекта, в статье представлено развитие британской школы социальной геронтологии. Издательство Open University Press, принадлежащее крупнейшей образовательной компании мира McGraw-Hill, пятнадцать лет выпускало несколько серий, объединенных в одну рубрику «Поздняя жизнь», в которой вышли в свет 25 монографий, представляющих научный взгляд на старение. С 1994 по 2012 год можно выделить три этапа развития современной британской школы социальной геронтологии. Первый этап — теоретический, направленный на становление языка описания, критическое представление феномена старения, поиск социальных и психологических факторов, объясняющих дискриминацию старших возрастов. Второй этап — медицинский, полностью сосредотачивался на врачебной терминологии в разрезе организации медицинского ухода и заботы о пожилых. В центре внимания поставлены концепт здоровья, дискуссии о различении старости и болезни, социальные институты, обеспечивающие должный уход за пожилыми людьми. На этом этапе происходит переопределение пожилого как центральной фигуры медицинской практики, формирование современной медицинской этики, согласно которой в центр ухода ставится человек с его интересами и предпочтениями, а не объективированные и предзаданные характеристики здоровья. Третий этап — социальный, направленный на изучение идентичности пожилого человека, социальных отношений и связей, разрушающихся и создаваемых в старшем возрасте. Основной акцент смещается со здоровья к социальному благополучию, счастью. Приходит понимание, что старость сопровождают болезни, к которым надо адаптироваться, а не пытаться преодолеть или игнорировать их. Формируется представление об активном долголетии. &nbsp;Вслед за представлением об активном долголетии, формируются исследовательские программы по изучению подвижности, мобильности и включенности пожилого в социальные взаимодействия. Три этапа формирования британской школы социальной геронтологии заложили фундамент в изучении старения и позволили исследователям иначе взглянуть на особенности стареющего общества не только в Великобритании, но и в мире. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.</p> Дмитрий Михайлович Рогозин Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4749 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300 Прожогина С.В. Обречение Авеля. М.: Институт Востоковедения Ран, 2020. https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4750 <p>Рецензия на книгу С.В.Прожогиной «Обречение Авеля» (2020)</p> <p>&nbsp;</p> Елена Львовна Скворцова Copyright (c) https://chelovek.iph.ras.ru/article/view/4750 Чт, 25 июн 2020 00:00:00 +0300